В начале 2018 года я погасила ипотеку. Оставался последний шаг — снять с квартиры обременение.
Хочу рассказать о своем опыте и поделиться информацией, которую я узнала в процессе снятия обременения. Если вы планируете или уже сделали последний платеж по ипотеке, эта статья будет для вас не только интересной, но и полезной.
Что такое обременение по ипотеке и для чего оно необходимо
При оформлении ипотеки приобретаемая недвижимость становится залогом. Это значит, что если заемщик не выполняет обязательства по выплате кредита, банк вправе продать квартиру, дом или земельный участок. Вырученные средства пойдут на погашение задолженности.
Чтобы в течение срока договора ограничить права заемщика на распоряжение заложенной недвижимостью, банк накладывает на нее обременение. Оно вступает в силу после регистрации в Росреестре.
Обременение по ипотеке — ограничение прав собственника на распоряжение недвижимым имуществом. Возможности использования объекта при этом остаются прежними.
При регистрации имущественных прав в Росреестре информация о наличии обременения обязательно фиксируется.
Во 2-м разделе выписки из ЕГРН указывается:
- вид обременения — ипотека, передача в доверительное управление, аренда по договору и т.д.;
- срок, на который установлено ограничение прав — обычно совпадает со сроком кредитного договора;
- лицо, в пользу которого оформлено обременение — при ипотеке в этом поле будет наименование кредитора.
В ипотечном договоре прописывается, какие именно права собственника будут ограничены. Я, например, могла провести перепланировку помещения, сделать рефинансирование или продать квартиру только с предварительного письменного согласия банка. На регистрацию других людей ограничений банк не накладывал, но я обязательно должна была его об этом информировать.
Когда можно снять обременение
В законе “Об ипотеке” прописано, что снять обременение (погасить регистрационную запись) по жилищному кредиту можно будет после того, как задолженность будет полностью выплачена. При этом неважно, будет ли погашение досрочным, или в оговоренную договором дату.
Обременение снимут и в случае, если суд вынесет решение о прекращении ипотеки. Такое бывает, например, при признании ДДУ (договора долевого участия) недействительным.
Подробнее о снятии обременения с жилой недвижимости смотрите здесь:
Существует 4 основания для прекращения регистрационной записи.
В Росреестр подается один из документов:
- Письменное уведомление от банка, в котором он подтвердит полное погашение задолженности по кредиту.
- Обоюдное заявление от заемщика и кредитора.
- Письменное обращение от заемщика вместе с закладной, на которой кредитор поставил свои отметки.
- Заявление от Росвоенипотеки — если жилье покупалось военным по Накопительно-ипотечной программе.
В моем случае ограничения снимались на основании заявления и закладной с отметками банка. На документе сотрудник ипотечного отдела поставил дату, свою фамилию с инициалами, подпись и должность. Там же менеджер прописал слова “Обязательства по договору исполнены полностью» и поставил круглую печать.
Заверенную закладную вместе с остальными документами я должна была передать в Росреестр удобным способом.
Как подать документы — проверенные способы
Когда я искала информацию о том, как обратиться в Регистрационную палату, я нашла 4 варианта.
У каждого из них есть плюсы и минусы.
Способ 1. Личное обращение в органы Росреестра
Для меня этот вариант был самым неудобным. На весь Санкт-Петербург работает одно представительство Росреестра. По отзывам пользователей, в регионах ситуация аналогичная — на каждую область выделено по одному филиалу.
Лично я не обращалась в Росреестр из-за следующих причин:
- очереди — они неизбежны даже при разделении клиентов по предварительной записи, так как на весь регион работает только одно представительство;
- неудобные часы приема — по будням филиал работает до 18-00, в выходные клиенты не принимаются;
- территориальная удаленность — представительство расположено в центре города, добираться с окраины долго и неудобно.
Но если закрыть глаза на недостатки, то у личного обращения есть огромный плюс — не нужно тратить время на пересылку документов, а значит, услуга будет оказана быстрее.
Способ 2. Отправка документации по почте (ценным письмом)
Этот вариант удобнее первого, но и у него есть недостаток — отправка документов по почте занимает продолжительное время.
От этого варианта я тоже отказалась — не хотелось стоять в очереди на Почте и беспокоиться за корректность работы службы доставки.
Способ 3. Подача документов в МФЦ
Отклонив первые два варианта, я решила воспользоваться услугами многофункционального центра.
Мне это удобно, потому что:
- Есть предварительная запись на прием.
- Центр работает до 21-00, включая выходные дни.
- Сотрудник МФЦ перед отправкой документов в Росреестр еще раз их проверяет.
- Статус заявки отслеживается удаленно.
На отправку в Росреестр из МФЦ и обратно я потратила лишние 3-4 дня ожидания. Но высокое качество оказания услуги через МФЦ компенсировало эту задержку.
Способ 4. Через Интернет
Обратиться в Регистрационную палату можно и через его официальный сайт. После оказания услуги уведомление о результатах придет на e-mail.
Этот вариант удобен тем, что не нужно никуда идти — достаточно заполнить предложенную форму и прикрепить сканы документов. Способ подойдет тем, кому не нужна новая выписка из ЕГРН в оригинале. В противном случае за ней все равно придется обращаться в МФЦ или в Росреестр лично.
Как снять обременение с квартиры после погашения ипотеки — пошаговая инструкция
После внесения последнего платежа вы должны снять с недвижимости обременение. Росреестр на своем сайте говорит о том, что сделать это не право собственника, а его обязанность.
По сравнению с процессом оформления ипотеки, процедура снятия обременения с недвижимости предельно проста.
Шаг 1. Собираем документы
Для погашения регистрационной записи список необходимых документов минимален.
Перечень, который я предоставляла:
- паспорт в оригинале;
- закладная с отметками банка;
- госпошлина за выписку из ЕГРН;
- заявление — сам бланк и образец доступны к скачиванию на сайте Росреестра.
Заранее заполнять заявление при личном обращении нет необходимости — сотрудник МФЦ или Регистрационной палаты распечатает бланк и поможет корректно вписать информацию.
Если ваши интересы будет представлять третье лицо, то на него потребуется доверенность. В ней должно быть прописано, что представитель имеет право подавать и получать документы от вашего имени.
Шаг 2. Оплачиваем госпошлину
Сама услуга по снятию ограничения на распоряжение недвижимостью предоставляется бесплатно. Но если вам нужна новая выписка из ЕГРН, то за нее придется заплатить пошлину в размере 750 рублей.
Шаг 3. Записываемся в очередь Росреестра (или выбираем другой способ передачи документов)
На сайте Росреестра в личном кабинете есть возможность предварительно записаться на прием в территориальное представительство.
К сожалению, у меня протестировать эту возможность не получилось — сайт почему-то не нашел в Санкт-Петербурге доступных для меня филиалов.
Предварительная запись есть и в МФЦ, там она работает без перебоев. Займите очередь удаленно по телефону или на сайте Госуслуг — так вы сэкономите время.
Подойти на прием можно и без предварительной записи. Но тогда обслуживание будет в порядке “живой” очереди, у меня ожидание заняло 1,5 часа.
Шаг 4. Забираем новые документы в назначенное время
По закону обременение снимается в течение 3-х рабочих дней после поступления комплекта документов в Регпалату. При обращении через МФЦ этот срок составит 5 рабочих дней из-за пересылки оригиналов в Росреестр.
При приеме пакета документов сотрудник обозначит дату, когда они будут готовы. Забирать их нужно там же, где и подавали. Подтверждением снятия обременения будет погашенная закладная и, по запросу, новая выписка из ЕГРН
Какие сложности могут возникнуть и как их решить
У меня не было проблем с погашением регистрационной записи. Но отзывы пользователей говорят о том, что не всегда всё проходит гладко.
В таблице ниже представлена информация, какие проблемы со снятием ограничений бывают, и что с ними делать:
№ | Ситуация | Почему так происходит | Решение |
1 | Документы с Росреестра вернулись на доработку | Копия паспорта была нечеткой или заявление заполнено неверно | Исправить замечания и подать заявления с приложениями заново |
2 | Ипотечный договор не закрылся | Не прошла оплата или заявление на досрочное погашение | Обратиться в банк за разъяснением |
3 | Росреестр не принимает закладную | Сотрудник банка некорректно заверил закладную | Снова обратиться к кредитору для исправления ошибки |
Регистрационная палата не имеет права отказать в снятии обременения, если ипотека выплачена, а со всеми документами порядок и они предоставлены в полном объеме.
Если МФЦ или Росреестр отказывается принимать корректно оформленные документы, подавайте жалобу. Если этот метод будет неэффективным, вопрос следует решать с помощью суда.
Заключение
Погашение регистрационной записи — простой и понятный процесс. Главное — следовать инструкции и соблюдать порядок действий. Но и затягивать с ним не нужно. Только после снятия ограничений с дома, квартиры или земельного участка вы сможете полноценно распоряжаться имуществом.